Казахстан не начинает с нуля, в 90-е годы стартовала госпрограмма по форсированному индустриально-инновационному развитию, инициирована программа международного образования «Болашақ», в 2005 году начато формирование электронного правительства. Также в Казахстане уже создан ряд элементов инновационной экосистемы, функционирует специальная экономическая зона ПИТ «Алатау», «Назарбаев университет», запускается международный технопарк Astana Hub.
В нынешнем Послании народу Казахстана Глава государства подчеркнул, что развитие цифровой индустрии обеспечит импульс всем другим отраслям. В этой связи Глава государства поставил задачу по развитию новых индустрий, которые создаются с применением цифровых технологий.
Реализация госпрограммы проводится в пяти ключевых направлениях:
- Цифровизация отраслей экономики — преобразование традиционных отраслей экономики Казахстана за счет использования и внедрения цифровых технологий;
- Переход на цифровое государство — преобразование подходов оказания услуг и взаимодействия государства с гражданами и бизнесом, предвосхищая потребности;
- Реализация цифрового Шелкового пути — развитие высокоскоростной и защищенной инфраструктуры передачи, хранения и обработки данных, как внутри страны, так и для реализации транзитного потенциала;
- Развитие человеческого капитала — преобразования, охватывающие создание так называемого креативного общества;
- Создание инновационной экосистемы — создание условий для развития технологического предпринимательства и инноваций с устойчивыми связями между бизнесом, научной сферой и государством.
Кадры «по умолчанию» — цифровые навыки Цифровизация значительно опережает существующую систему требований производства к составу профессий, занятых на рынке труда. Цифровая экономика требует наличия у населения цифровых навыков, позволяющих пользоваться ее плодами.
-
В настоящее время уровень компьютерной (цифровой) грамотности населения составляет 76,2% — это неплохой показатель. Но для достижения поставленных задач необходимо его улучшение не только в количественном и в качественном выражении.
Для этого, по мнению Руслана Енсебаева, в подготовке специалистов для цифровой экономики необходимо делать акцент, прежде всего, на навыки в анализе информации и развитие креативности мышления, нежели на заучивании фактов и формул.
Для развития технического и профессионального, высшего и послевузовского образования в целях сближения индустрии и образования предусмотрены мероприятия по созданию ИКТ-кафедр вузов на предприятиях, а также центров компетенций на базе вузов страны.
1. Среднее образование
На текущий момент МОН РК уже внедряет ряд инициатив. Например, в 3-4 классах внедрен предмет «Информационно-коммуникационные технологии», формирующий общие базовые знания работы с современными информационными технологиями для их эффективного использования в учебе и повседневной жизни.
2. Техническое и профессиональное, высшее, послевузовское образование
По данным МОН на базе трех специальностей внедрен предмет «Информационно-коммуникационные технологии», формирующий у студентов базовые знания использования ИКТ на практике в рамках выбранной профессии.
Также запланированы мероприятия по актуализации образовательных программ на основе профессиональных стандартов и требований рынка труда по новым востребованным направлениям, таким как аналитика данных, роботостроение, нанотехнологии, а также по подготовке разработчиков высокой квалификации по таким технологиям, как: искусственный интеллект, интернет вещей, блокчейн, BIM-технологии и др.
На сегодняшний день подготовка ИКТ-специалистов для отраслей экономики в Казахстане ведется в 89 высших учебных заведениях по 11 специальностям и в 318 организациях технического и профессионального образования по 5 специальностям.
https://primeminister.kz/ru/news/all/tsifrovoi-kazahstan-realii-i-perspektivi-16155